«Матрица Эйзенхауэра» — выбираем важное, но не срочное.

Случалось ли с вами такое: зная, что нужно что-то сделать очень важное, мы откладываем это до последнего момента. Когда поджимают сроки, концентрируемся и, напрягаясь изо всех сил, выполняем намеченное. Не правда ли, сразу вспоминается русская поговорка: «Мужик долго запрягает, но быстро едет». В результате – кони взмылены, сани от быстрой езды требуют ремонта. А если бы чуть раньше выехать?

Как же научиться выбрать из массы дел те, что, действительно, требуют пристального внимания и чтобы не делать их в последний момент. Вот, что нам поможет разобраться.

«Матрица Эйзенхауэра» - выбираем важное, но не срочное.

В своей книге «Главное внимание – главным вещам» Стивен Кови описал метод Эйзенхауэра, помогающий в потоке дел, выявить самые важные, на которые должны быть направлены наши силы. Сама идея этого метода принадлежит 34-му президенту США Д.Д.Эйзенхауэру.  В результате опыта организации своего времени он сделал вывод, что срочные дела редко бывают важными и в то же время, важные дела редко бывают срочными. Эйзенхауэр предложил инструмент для управления временем, который получил название «Матрица Эйзенхауэра».

Матрица помогает быстро сориентироваться в потоке дел и определиться какие задачи важные и какие требуют срочности. Важными можно назвать те дела, от которых зависит успешная, здоровая, эмоционально насыщенная жизнь. Срочными - называют те дела, которые нельзя отложить.

Эйзенхауэр для наглядности разработал матрицу. Смысл её в том, что в начале, нужно каждое дело или задачу оценить по приоритетности в одну из четырех групп:

  • A - Важное и срочное
  • B - Важное и не срочное
  • C - Срочное, но не важное
  • D - Не срочное и не важное

Для наглядности обозначим их буквами: A, B, C, D.

А - Важное и срочное.

В идеале, если человек организован, то эта часть дел минимальна. Список её пополняется только незапланированными, форсмажорными, внезапно возникшими делами. Часто они появляются в результате кризиса или аврала.  Эти дела очень важные и откладывать их не получится.

Примеры важных и срочных дел:

  1. Защита диплома – сроки поджимают, а проект не готов.
  2. Приступ аппендицита – вызов скорой помощи.
  3. Срочный звонок поставщику, задерживающему заказ.
  4. Болезнь из-за переутомления.
  5. Вызов сантехника – прорыв канализации.

Такое случается с каждым и очень часто этим делам мы отдаем много сил, а это приводит к стрессу. Постоянно авральная жизнь подобна выходу в море во время шторма.

Давайте посмотрим, можно было бы избежать возникновения этих дел и попадания их в список важных и срочных.

  1. Защита диплома – сроки поджимают, а проект не готов.  – Правильное планирование и организация работы над проектом обеспечили бы своевременную подготовку проекта без аврала.
  2. Приступ аппендицита – вызов скорой помощи.  - Никто не застрахован. Но, регулярное медицинское обследование и здоровый образ жизни, возможно, помогли бы избежать этой проблемы.
  3. Срочный звонок поставщику, задерживающему заказ. – Качественный подбор поставщиков залог стабильной работы производства.
  4. Болезнь из-за переутомления. – Организация отдыха и проведения свободного времени имеет большое значение в сохранении здоровья.
  5. Вызов сантехника – прорыв канализации. – Профилактика сантехнического оборудования свела бы к минимуму возникновение чрезвычайной ситуации.

Как видим, многое зависит от организованности человека, его умения предвидеть неприятности и планировать профилактические мероприятия. А это уже относится к задачам важным, но не срочным.

В - Важное, но не срочное.

Дела и задачи, которые мы относим к этой категории и выполняем, чаще всего результативны. Мы можем проявить все свои качества организатора и исполнителя. Отсутствие спешки помогает  спланировать дела: наметить сроки и способы выполнения задачи. По времени важные дела, не требующие срочного выполнения самые большие. Если человек достаточно времени сосредоточивает свое внимание на этих задачах, то он чаще всего добивается успеха. Но нужно помнить, если дела важные и не срочные  постоянно откладывать, то они могут перейти в разряд важных, но срочных. И тогда стресс обеспечен.

Примеры важных и не срочных дел:

  1. Выполнение запланированных текущих дел – рутины.
  2. Планирование и подготовка перспективных проектов.
  3. Поддержание физического здоровья – медосмотры, физкультура, отдых.
  4. Налаживание отношений – семья, друзья, родные.
  5. Самосовершенствование – чтение литературы, посещение тренингов, общение с активными и успешными людьми.

Понятно, что именно эта группа дел приносит не только пользу, но и удовлетворение в нашей жизни. Поэтому ей нужно уделять самое пристальное внимание.

А теперь рассмотрим, нужно ли нам обращать внимание на не важные дела, хотя они могут быть как срочными, так и не срочными.

С - Не важное, но срочное.

Чаще всего это незапланированные второстепенные дела, никак не влияющие на нашу жизнь, но требующие срочного внимания. Многие причисляют их ошибочно к важным. Поэтому нужно научиться понимать действительно ли это для вас важное дело или нет. Иначе ваша жизнь будет подчинена случаю, а вы станете подобны марионетке. Потому что такие срочные дела начнут поглощать все больше вашего времени, отвлекая от, действительно, важных дел.

Примеры не важных и не срочных дел:

  1. Внезапный телефонный звонок.
  2. Навязанные встречи, от которых нельзя отказаться.
  3. Помощь в выполнении чужих дел.

D - Не важные и не срочные.

Такие дела можно назвать поглотителями времени. Они забирают много времени, но не приносят никакого результата. Часто советуют то, что от них просто нужно избавляться.

Примеры не важных и не срочных дел:

  1. Разговоры «ни о чем» по телефону или в соцсетях.
  2. Бесцельный просмотр телепередач.
  3. Компьютерные не развивающие игры.

Но так как они легки и интересны, то отказаться от них бывает сложно. И поэтому можно выделять на них время по остаточному принципу. Но в тоже время, если цель такого времяпрепровождения дать разрядку после напряженной работы, то их можно отнести к важным, но не срочным.

А теперь вспомним, мы для наглядности наши дела обозначали буквами: A, B, C, D.  

      • A - авральные дела.
      • B - важные и нужные дела.
      • C - сорные и вынужденные дела.
      • D - другие ненужные дела.

 

В заключении хочу сказать, что такое распределение дел работает. Когда мы научимся выделять важные дела, отдавать им всю свою энергию, то наша жизнь будет наполненной. Умение планировать и предвидеть поможет избегать авральных дел. И не важные и несрочные дела не будут мешать нам жить.

----------------------------------------------------------------

Больше на эту тему можно узнать из статей сайта "Без Знаний нет УСПЕХА":

Понравилась статья – нажмите кнопку -

    Пусть друзья тоже узнают

    Опубликовать в LiveJournal
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники

    29 комментариев

    1. Получается дела, которые имеют определенный срок — важные и срочные, а дела, не имеющие четкого срока — важные и несрочные? Например, организовать день рождения ребенка в течение 2 недель — важное и срочное; а пройти медосмотр в ближайшее время, или прочитать книгу по саморазвитию — важное и несрочное?

      • Оксана, дела, которые можно назвать важными и срочными те, которые возникли внезапно и их нужно обязательно сделать хотим мы этого или не хотим: вызов врача на дом — поднялась температура.
        Организовать день рождение ребенка в течение 2х недель — это важно, но не срочно. У Вас есть время все спокойно спланировать и организовать и без аврала в назначенный день провести праздник. Тоже самое вы планируете медосмотр, отводите время на прочтение книги — это очень важно, но не срочно.

    2. Спасибо за разъяснение. Если применять такую матрицу регулярно, то в плане дня большинство задач будут группы В, а срочные дела будут появляться в течение дня и тут же выполняться.

    3. Интересный подход несомненно. Я делал проще: важные и не важные дела. Не важные вычеркивал без сожаления из списка.

      Но когда не записывал и не следил, снова замечал за собой, что нет-нет, да и делаю что-нибудь не очень важное.

      Но даже так появляется много времени, все успеваешь, нервная система успокаивается.

    4. Wow, wonderful blog layout! How long have you been blogging for? you make blogging look easy. The overall look of your web site is magnificent, let alone the content!. Thanks For Your

      Ух ты, прекрасное расположение блог! Как давно вы ведете блог? Вы делаете блог выглядеть легким. Общий вид вашего веб-сайта великолепен, не говоря уже о содержании!. Спасибо за статью

    5. Among the finest to tell you just how I’m just a new comer to blogs and certainly loved your internet page. Most likely I am prone to bookmark your site publish . You actually include impressive well crafted articles. Thanks for discussing your internet page.

      Ваш сайт среди лучших, насколько я просто новичок в блогах и, конечно, люблю свою страницу в Интернете. Скорее всего, я положу в закладки ваш сайт. статьи хорошие. Спасибо всем за обсуждение интернет-страницы.

    6. I am thrilled to look at this. This is actually the kind of info that should be given and never the random untrue stories that’s in the other blogs. Thank you for discussing this finest doc.

      Я взволнован, прочитав статью. На самом деле это вид информации, которая должна быть предоставлена всем. Спасибо за обсуждение — это лучший пост.

    7. Матрица произвела впечатление, да и сайт в общем мне понравился, есть что намотать себе на ус, потому как в Интернете только и получается, что терять время направо и налево.

    8. Здравствуйте! Очень нужная статья, сейчас буду конспектировать и применять эти советы. У моего мужа мама давит на него, потому что у нее в киоске холодно и нужно утеплить, сделать сварочные работы, установить сигнализацию «на звонке». И этому делу он уделяет очень много времени, хотя у нас дома ребенок и нам нужно идти к поставленным целям. но если он не сделает это до холодных времен (уже этим летом), его мама будет болеть… вот такая дилемма. куда это отнести?

      • Аружан, ваша проблема, на мой взгляд, относится к важным, но не срочным (ведь сейчас лето). Эту задачу нужно разнести в план по конкретным шагам и делать постепенно. При этом у вас есть время, а значит вам решать выполнить её сразу или частями.

        • Чтобы решить эту проблему, уходит ВСЁ свободное время мужа) Надеюсь всё получится благополучно. Только я искала конкретное определение Важных и Срочных дел. Что это такое.

          • Важные и срочные дела — это те, которые мы не можем не выполнить. Например, прорвало батарею зимой важно отремонтировать её срочно. Обычно такие дела возникают как форсмажор. Наша цель важные и не срочные дела делать планово и не доводить их до того, чтобы они перешли в ранг срочных.

    9. Так называемая «матрица дел Эйзенхауэра» представляет собой классификацию любых предстоящих или текущих дел по критериям «срочность» и «важность».

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *